Русский 10 класс Итоговая работа

Итоговая контрольная работа (экзaмен) по русскому языку в 10 классе с ответами. Цитаты из пособия «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 10 класс / Сост. Н.В. Егорова — М.:ВАКО» использованы в учебных и информационных целяхДиагностическая работа позволяет определить уровень усвоения учащимися предметного содержания всего курса. Русский 10 класс Итоговая работа. Ответы адресованы родителям. 

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) включают задания, проверяющие лингвистическую компетенцию (умение проводить лингвистический анализ языковых явлений), языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его лексикой и грамматикой, соблюдение языковых норм), коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь в письменной форме, а также обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе). Данную работу можно использовать с любыми учебниками русского языка для 10 класса, которые соответствуют программе общеобразовательных учреждений по русскому языку и включены в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ к использованию в школе.


 

Русский язык 10 класс
Итоговая контрольная работа. Вариант 1

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) дОсуг; 2) облЕгчить; 3) кухОнный; 4) принЯть.

А2. В каком предложении вместо слова ЧЕРЕПАХОВЫЙ нужно употребить ЧЕРЕПАШИЙ?
1) ЧЕРЕПАХОВЫЙ — очень редкий окрас, который встречается у кошек.
2) В некоторых провинциях Китая ЧЕРЕПАХОВЫЙ суп — это традиционное блюдо.
3) Подготовка к отопительному сезону идёт ЧЕРЕПАХОВЫМИ шагами.
4) Волосы танцовщицы были заколоты красивым ЧЕРЕПАХОВЫМ гребнем.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) двести граммов; 2) самый величайший; 3) пятисот семидесяти; 4) поезжайте.

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Отыграв первый тайм, …
1) …он закончился со счётом 1:1.
2) …футболисты отправились в раздевалку.
3) …зрители были разочарованы.
4) …народу на стадионе поубавилось.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы).
1) Даррелл с детства интересовался и наблюдал за животными.
2) Вам надлежит оплатить счёт в течение двух недель.
3) Поиски моряков продолжались несколько суток, вопреки сложным погодным условиям.
4) Вдохновенное исполнение пианистом бетховенских сонат покорило публику.

Прочитайте текст и выполните задания A6–A11.

(1)… (2)3десь всегда было много народа – на площади велась бойкая торговля, оглашались царские указы. (3)… жизнь кипела вовсю. (4)В XVI веке площадь называли Троицкой, по имени церкви Святой Троицы, которая раньше на ней находилась. (5)А Красной она стала зваться уже в XVII веке. (6)На древнерусском языке это означало «красивая».

А6. Какое из приведённых предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Каждый, кто впервые попадает в Москву, идёт на Красную площадь.
2) Главная площадь Москвы очень красива.
3) Красная площадь появилась у стен Московского Кремля много веков назад.
4) На облик Красной площади сильно повлияли годы советской власти.

А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?
1) Видимо; 2) Словом; 3) Разумеется; 4) Прежде всего.

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или в одной из частей предложения) текста?
1) было много (предложение 2);
2) называли (предложение 4);
3) находилась (предложение 4);
4) она стала (предложение 5).

А9. Укажите верную характеристику второго предложения текста.
1) сложное бессоюзное; 2) сложносочинённое; 3) сложноподчинённое; 4) простое осложнённое.

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова УЖЕ в пятом предложении.
1) союз; 2) частица; 3) предлог; 4) прилагательное

A11. Укажите значение слова КИПЕЛА в третьем предложении текста.
1) беспорядочно двигалась в разных направлениях;
2) была охвачена каким-либо чувством;
3) пенилась, искрилась;
4) протекала очень оживлённо, бурно.

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Каме(1)ые сосуды имеют форму свяще(2)ых животных, искусно изображё(3)ых, или же украше(4)ы замечательными рельефными сценами.
1) 1,2,3,4;   2) 1,3,4;    3) 2,3;    4) 1,2,3.

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) прик..сновение, р..стительность, тр..ллейбус
2) в..твистый, г..рючий, прил..жение
З) ц..ничный, м..лосердие, изд..лека
4) к..нтракт, з..рница, расст..лать

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) под..грать, без..нициативный, дез..информация
2) двух..ярусный, вол..ер, с..ездить
3) бе..человечный, ни..вергать, ра..ценки
4) пр..ятный, пр..уныть, пр..клеить

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) ускор..шь, выуч..н
2) постел..шь, почита..мый
3) отража..шь, посе..вший
4) раскол..м, услыш..вший

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
A. заманчивый;               Б. эмал..вый     B. коч..вой        Г. Приветливый
1) А, Б;    2) Б, В, Г;    3) А, Б, Г;    4) А, Г.

А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Комната была (не)большой, но уютной и чистой.
2) В углу валялись (не)убранные с вечера лыжные ботинки.
3) Четверть населения Земли (не)доедает.
4) (Не)которые люди обладают удивительными способностями.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) ХОТЕЛОСЬ(БЫ) надеяться, что работа будет выполнена (В)СРОК.
2) (ПО)ТОМУ, как ты себя ведёшь, кажется, БУД(ТО) ты сильно расстроен.
3) (В)СЛЕДСТВИЕ сильного тумана движение судов по реке приостановлено, воздушный транспорт ТАК(ЖЕ) бездействует.
4) ЧТО(БЫ) я ни делал, (С)РАЗУ ничего не получалось.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Резко потеплело () и снег быстро начал таять.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Осторожно пробираясь (1) вдоль заросшего тростником (2) берега и (3) стараясь не шуметь (4) тигр приближался к добыче.
1) 1,2,3,4;    2) 1,3,4;    3) 1,2;    4) 4.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Крит (1) по-видимому (2) был населён уже в VI тысячелетии до новой эры. Первые обитатели острова (3) возможно (4) были из Малой Азии.
1) 1,3;    2) 1,2,3,4;   3) 1,2;    4) 3,4.

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Врач выступил по радио и посоветовал сделать прививки от гриппа и избегать контактов с больными.
2) Питер не только хорошо понимает но и говорит по-русски.
3) О землетрясении в Японии сообщили по радио и по телевидению и в других средствах массовой информации.
4) Вечерами бабушка читала вслух какую-нибудь книгу либо вязала либо рассказывала сказки.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Витамины (1) содержание (2) которых (3) особенно велико в свежих овощах и фруктах (4) необходимы организму человека.
1) 1,2,3,4;    2) 1,3,4;    3) 1,4;    4) 3,4.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Загорелся зелёный (1) и тут же машина рванула с места (2) едва не сбив пешехода (3) который (4) если бы не оказался столь проворным (5) мог попасть под колёса.
1) 1,2,3,4,5;    2) 2,3,4;    3) 2,3,4,5;    4) 2,3,5.

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Среди многих поступков, которые я совершил в жизни, более всего памятен мне один.
2) Рахманинов, который болезненно ненавидел рекламу и всякую шумиху вокруг своего имени, скрывался от фотографов и журналистов.
3) От результата матча, который будет известен уже вечером, зависит, останется ли команда в премьер-лиге.
4) Письмо, которое было прислано по электронной почте, я распечатал и сохранил.

А27. Прочитайте текст.
Молодёжная субкультура во многом носит суррогатный характер. Она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продлённое ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных героев вместо реализации собственных устремлений, неприятие социальной действительности вместо её переустройства и совершенствования.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Участие в приключениях экранных героев порой заменяет молодым реальную жизнь.
2) Желая самоутвердиться, молодые люди подражают отношениям взрослых.
3) В отношениях взрослых действует система господства и доминирования сильных личностей.
4) Молодёжная субкультура подменяет истинные ценности мнимыми.

Прочитайте текст и выполните задания А28–А30, В1–В8, C1.

Русский 10 класс Итоговая работа

А28. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
1) Автор текста жил в семье Житковых.
2) В круг интересов семьи Житковых входили литература, наука.
3) Борис Житков был писателем.
4) Родители Бориса баловали своего сына.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Предложение 2 объясняет суждение, высказанное в предложении 1.
2) В предложении 4 представлено описание.
3) В предложениях 9—11 представлено повествование.
4) В предложениях 12—13 представлено рассуждение.

А30. Какое предложение содержит фразеологизм?
1) 1;     2) 6;      3) 9;      4) 10.

При выполнении заданий этой части (В1–В8) запишите ответ после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1–В3 запишите словами.

В1. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2. Из предложений 4, 5 выпишите отглагольные прилагательные.

В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании УДИВЛЯЛИ МЕНЯ (предложение 9).

Ответы к заданиям В4–В7 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 4–7 найдите простое односоставное определённо-личное. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 1–6 найдите простое предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 10–14 найдите сложные предложения, в состав которых входят придаточные определительные. Напишите номера этих сложных предложений.

В7. Среди предложений 1–6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза, местоимения и слов одной тематической группы. Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
С помощью синтаксических средств выразительности, таких как ______ (предложения 2, 5), автор выпукло обрисовывает радушие семьи Житковых. Создать в небольшом тексте широкую картину жизни семьи помогают ______ (предложения 2–6, 12). Среди лексических средств выразительности можно отметить _____ (предложения 1,9), а также _____ (предложения 7, 8), которые передают чувства и впечатления автора текста. Тропы, например ______ (предложения 2, 3, 5), придают тексту эмоциональность и яркость.
Список терминов: 1) антитеза; 2) эпитеты; 3) гипербола; 4) ряды однородных членов; 5) анафора; 6) олицетворения; 7) парцелляция; 8) однокоренные слова; 9) синонимы.

Для ответа к заданию этой части используйте чистый лист.
Запишите сначала номер задания (С1), а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 


 

ОТВЕТЫ на контрольную работу

Ответы на Вариант 1

Русский 10 класс Итоговая работа

Ответы на Вариант 2

Русский 10 класс Итоговая работа

 


Вы смотрели: Итоговая контрольная работа (экзамeн) по русскому языку в 10 классе с ответами. Цитаты из пособия «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 10 класс / Сост. Н.В. Егорова — М.:ВАКО» использованы в учебных и информационных целяхДиагностическая работа позволяет определить уровень усвоения учащимися предметного содержания всего курса. Русский 10 класс Итоговая работа. Ответы адресованы родителям.